круги абразивные

Майя Плисецкая и "Лебединое озеро"

Ор. 20. "Лебединое озеро", балет в четырех действиях. Программа сочинения В. Бегичева и Гельцера. Начат в августе 1875 года, кончен в конце марта 1876 года. Исполнен в первый раз в Москве, в Большом театре, 20-го февраля 1877 года.

Далее следуют отрывки из писем П.И.Чайковского, где упоминается балет...

Письмо к Н.А.Римскому-Корсакову. Москва, 10-го сентября 1875 года.
<...>Я провел лето в различных губерниях у друзей и родных. Работал довольно усидчиво и, кроме симфонии, написал (в проекте) два действия балета. По приглашению московской дирекции я пишу музыку к балету "Озеро лебедей". Я взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки.<...>

Из письма к М.Чайковскому 10 февраля 1876 г.
<...>Хочу после квартета отдыхать, т.е. буду доканчивать балет, а нового ничего писать не стану, пока не примусь за оперу. <...>

+ 245. К А. Чайковскому. 17-го марта.
<...> Я погрузился по горло в инструментовку балета, которую должен непременно кончить к Фоминой неделе. Так как мне остается еще отработать два с половиной действия, то я решил Страстную и Святую посвятить этой канители.<...>

Из письма к М.Чайковскому 24-ого марта 1876 г..
<...>Вчера происходила первая репетиция некоторых номеров из 1-го действия балета. Если бы ты знал, как комично было смотреть на балетмейстера, сочинявшего под звук одной скрипочки танцы с самым глубокомысленным видом. Вместе с тем завидно было смотреть на танцовщиц и танцоров, строивших улыбки предполагаемой публике и наслаждавшихся легкой возможностью прыгать и вертеться, исполняя при этом священную обязанность.<...>

"20-го февраля состоялось первое представление "Лебединого озера" в бенефисе г-жи Карпаковой 1-й. Поставлен он был балетмейстером Рейзингером. Декорации были Шангина, Вальца и Гропиуса. Главными исполнителями были бенефициантка и г. Гиллерт 2-й. Петр Ильич отнесся к этому событию совсем не с тем нервным напряжением и волнениями, какие испытывал при постановках опер, и поэтому не особенно близко к сердцу принял далеко не блестящий успех произведения. Небогатая обстановка, в смысле декораций и костюмов, отсутствие выдающихся исполнителей, бедность воображения балетмейстера и, наконец, оркестр, хотя по составу недурной, но имевший во главе г. Рябова, который никогда до этого не имел дела с такой сложной партитурой, все это вместе позволяло композитору основательно сваливать вину неудачи на других."

М.Чайковский "Жизнь П.И.Чайковского"


Назад