Оксана Константиновна Кузьменко

Кузьменко О.К., артистка. По окончании Пертербургской академии Русского балета (педагог И.Б.Зубковская) с 1993 в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Партии: Бьянка ("Отелло", 1994, балетм. Д.А.Брянцев, первое исполнение), Повелительница дриад ("Дон Кихот"), Солистка ("Одинокий голос человека"), Медора, Одетта-Одилия.
К. обладает стремительно-четким вращением, высоким прыжком, широкими движениями, что придаёт её танцу масштабность.

Энциклопедия "Русский Балет"

Дебютами Оксаны Кузьменко в Музыкальном театре, как принято, были небольшие сольные партии. Они были исполнены с таким размахом, с такой внутренней силой и уверенностью, что трудно было поверить, будто эта танцовщица только что окончила училище.

Училась Оксана в знаменитой Академии русского балета имени Вагановой, в классе одной из ярчайших представительниц петербургской балетной школы Инны Зубковской. Оксана никогда не предполагала, что ей придется покинуть Петербург. Но когда судьба привела ее в столицу, оказалось, что Кузьменко буквально создана для Москвы - ей близки московская бравурность, бесшабашная смелость и броскость страстей. Техническая свобода, даже виртуозность в первом же сезоне обеспечили танцовщице Мирту в "Жизели" и Медору в "Корсаре". Параллельно Оксану, по театральной традиции, нагрузили и немалым количеством второстепенных малозаметных партий. Интенсивность вводов демонстрировала ее редкую неутомимость и исключительную работоспособность. Но ни одна из станцованных тогда партий, за исключением Бьянки в балете Дмитрия Брянцева "Отелло", не отвечала актерским склонностям Кузьменко. По-настоящему проявила себя она в "Дон Кихоте", станцевав сложнейшую балетную роль Китри.

Китри - Кузьменко вовсе не собиралась прикидываться стыдливой папочкиной дочкой или строить из себя важную коронованную особу в выгоревшей на барселонском солнцепеке простонародной юбке. Эта лихая русоволосая испанка завоевывала счастье собственными руками - и отлично выученными стремительными ногами, с легкостью чертившими самые немыслимые па.

Следующей высотой Оксаны Кузьменко стало "Лебединое озеро". Успех принесла не Одетта, как это чаще бывает у молодых балерин, а Одиллия - лишенная привычной балетной красивости, угловатая, заостренная, дисгармоничная. Она не соблазнительна, а опасна. Эта Одиллия одурманивает своей не знающей предела самоуверенностью. Победительный кураж, так свойственный балерине Кузьменко, здесь заставляет смещаться - и смещает - все человеческие представления о чести, долге и добродетели. Масштабному танцу Кузьменко тесно в узких рамках сцены - кажется, она преодолевает ее единым движением. Столь же стремительная и решительная, как и ее героини, Оксана быстро вошла в ряд ведущих балерин Музыкального театра. Ее творческая жизнь - во всяком случае, так это выглядит со стороны - складывается благополучно. За пять с половиной лет работы Кузьменко стала лауреатом двух международных балетных конкурсов - в Москве и Перми, с успехом выступала за рубежом. Ее репертуар пополнился ролями Катарины в "Укрощении строптивой". Отчаяния в "Одиноком голосе человека". Но пока театр фактически ни разу не рискнул попробовать танцовщицу в ролях, не столь очевидно, как Китри и Одиллия, подходящих ее природе. Сама же Оксана считает: "Балерина должна уметь танцевать все. Нужно как можно больше танцевать, разучивать все новые и новые партии. Только так можно расти".

Оксане Кузьменко не пришлось пережить в театре часа ученичества. Она пришла туда уже сложившейся балериной с собственным стилем, который утверждает в каждой своей новой роли.

Анна Галайда
"Театральная жизнь"
#5 1999 год.